Разъёмные подшипники

Подшипники скольжения и их классификация представлена таким видом подшипников, как разъемный подшипник скольжения

Разъемный подшипник – это союз из нижнего и верхнего вкладышей, установленных в полуотверстии основания и крышки.

Существуют толстостенные разъемные подшипники – отношение толщины стенки подшипника  и его наружного  диаметр здесь в пределах 0,065–0,095; также тонкостенные – отношение в пределах 0,025–0,045. Тонкостенные подшипники изготовлены из малоуглеродистой стали, именно в связи с этим, после того, как данный подшипник устанавливается, его нужно заливать баббитом или свинцовой бронзой и после обработать отверстие (толщина заливочного слоя должна  соотноситься с внутренним диаметром подшипника, где t = 0,01d, t – это толщина заливочного слоя, а d – внутренний диаметр подшипника).

Вкладыши толстостенных подшипников нужно устанавливать с небольшим зазором в полуотверстие основания и крышки. Для того, чтобы избежать их смещение монтажом, можно использовать установочные штифты, что крепятся в корпусе подшипника (натяг 0,04–0,07 мм), но при этом отверстие под штифт  вкладыша сверлится  с учетом необходимого зазора (в 0,1–0,3 мм между стенками отверстия и штифтом). Эти отверстия должны быть овальной формы, чтобы вкладыш мог самостоятельно центрироваться, если возможен перекос.

Тонкостенные подшипники скольжения редко стопорятся. Они удерживаются от осевого смещения фиксирующими усами (составной частью вкладышей). Подшипники с такими вкладышами взаимозаменяются, посадочные гнезда под них обрабатываются с точностью по максимуму.

Разъемные подшипники даже в серийном производстве собираются с подгонкой, не говоря уже о единичной сборке в домашних условиях. После установки вкладышей в посадочные гнезда корпуса и крышки, нужно их поверхности пришабрить по шейкам вала – это делается с контролем на краску. Конечная подгонка вкладышей осуществляются в ходе проверочной установки крышки подшипника, когда затягиваются гайки первого подшипника и проворачивается вал на пару оборотов, после отпускаются гайки первого и затягиваются гайки второго подшипника, потом вал снова проворачивается и так далее (если в сборочном узле более двух подшипников).